вторник, 28 мая 2013 г.

«Опыт создания и использования в образовательном процессе учебно-методического комплекса дистанционного обучения по химии»

Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0» 
Дистанционные образовательные технологии в настоящее время широко используются в школьном образовании при обучении детей с различным уровнем подготовки. Наиболее актуальны они для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В марте 2009 г. в нашем городе была создана рабочая группа по реализации городского проекта по организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях. В основе проекта – желание организаторов дать детям с ОВЗ возможность активно включиться в учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей. Я была приглашена в творческую группу педагогов – авторов УМК дистанционного обучения детей с ОВЗ по химии.

Дистанционный курс по химии разрабатывается в соответствии с программой курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян) модифицированной по количеству часов и содержанию для очно - дистанционной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (34 часа, из которых 13 часов предусматривают дистанционную форму обучения). Данный курс я разрабатываю совестно с Верясовой Мариной Александровной учителем химии школы № 43.
На данный момент разработано 6 уроков.
Дистанционный курс по химии адаптирован, используется в 17 учебных учреждениях (13, 18, 24, 25, 26, 28, 32, 35, 37, 40, 47, 72, 74, 75, 85, 87, 91) нашего городского округа, его ведут учителя химии, которые непосредственно работают с детьми с ОВЗ.
Кроме этого, дистанционные уроки я использую в своей практике, для организации работы с отстающими детьми в целях ликвидации пробелов по пропущенным темам и самостоятельной работы учащихся, как на дому, так и в образовательном учреждении.
Дистанционный курс по химии, размещен в среде дистанционного обучения детей MOODLE. 
Каждый из учеников и педагогов, имеет свой логин и пароль для работы в этой среде.
Рассмотрим возможности дистанционного обучения на примере дистанционного урока № 2  «Предмет химии. Вещества, их свойства и превращение. Роль химии в нашей жизни. Краткие сведения по истории развития химии».
Условно урок можно разделить на пункты:
  1. Обращение к ученику
  2. Инструкции по работе с уроком
  3. Страницы самого урока
Материал урока разбит на небольшие части, представленные на отдельных страницах.
Данный урок состоит из 12 страниц.
Вначале урока очень важно познакомить ученика с планом изучения учебного материала и заинтересовать его. Если на традиционном уроке это можно сделать интонацией голоса, мимикой, движением рук, то в данном случае только с помощью текста. 
 СТРАНИЦА №1
Например, обозначая цели урока, я использую выражения: «сегодня ты узнаешь…», «научишься сам…», «познакомишься…», вставляю небольшие эпиграфы.
На данной странице ученик знакомится с тем что изучает химия,        просматривая видеоролик «Мир химии», после которого он должен перечислить, какую роль играет химия в жизни человека используя для работы ЭЛЕКТРОННУЮ ТЕТРАДЬ ( это простой интерактивный элемент, который представляет собой текстовую область, доступ к которой имеет преподаватель и один обучающийся. Ответы являются конфиденциальными и будут видны только преподавателю, который может комментировать и оценивать каждую запись).
Страница заканчивается вопросом. Ответ на вопрос система проверит автоматически и, если он будет правильным, учащийся продолжит изучение урока на следующей странице, а если ответ будет неправильным, ему придётся вернуться на текущую страницу для повторной попытки.
Количество попыток определяет автор урока.
Однако ученик может выйти из урока в любое время и потом вернуться на нужную ему страницу для продолжения изучения материалов и выполнения заданий. Для того, чтобы перейти на определённую страницу урока достаточно выбрать нужную страницу в содержании урока. 
СТРАНИЦА №2: здесь также содержится теоретический материал, для демонстрации которого используются флеш – ролики («ТЕЛА и ВЕЩЕСТВА») после просмотра, которого он может выполнить тренировочное упражнение «ТЕЛА», его он может выполнить несколько раз и это задание не оценивается.
В качестве промежуточного контроля учащемуся предлагается выполнить небольшой тест, чтобы проверить уровень усвоения материала о телах и веществах.
Обратите внимание на выделенные слова «ТЕЛО», «ВЕЩЕСТВО» - это термины, которые размещены в глоссарии.

СТРАНИЦА № 3 для иллюстрации проблемного вопроса: «Задумывался ли ты, почему окно или стакан изготавливают именно из стекла, а не из другого вещества (дерева или металла)?» используются картинки.
Затем предлагается выполнить задание № 2, предварительно просмотрев анимацию «Свойства веществ», которая поможет дать ответ на вопрос: «Чем отличаются вещества друг от друга?»
 При объяснении нового материала в уроках используются видеофрагменты, флеш-анимации; чтобы «разбить» сухой текст лекции вставляются стихотворения.
СТРАНИЦА №4  используется другой вариант ознакомления учащихся с теоретическим материалом – аудиозапись, рассказывающая о «Физических свойствах веществ»,  которые затем учащийся должен записать в рабочую тетрадь.
СТРАНИЦА № 6. При изложении нового материала можно использовать статичные плакаты: понятие ПЛОТНОСТЬ ребенок изучает, рассматривая плакат с материалами о плотности различных газов.
СТРАНИЦА № 12. Как я уже говорила раньше, при изложении учебного материала можно использовать самые различные интернет ресурсы, чтобы систематизировать объемный учебный материал по теме «История развития химии» использована презентация, поле изучения которой ребенку необходимо заполнить таблицу в рабочей тетради. Эту работу учитель проверит на очном занятии.
«Это интересно» и «Дополнительный материал»
Материал, который имеется по различным вопросам курса, иногда бывает многообразным, интересным, но очень большим по объему. Поэтому при разработке дистанционных уроков по химии наша творческая группа предлагает часть материала выносить в рубрики «Это интересно» и «Дополнительный материал». И ребенок сам выбирает, изучать этот материал или нет. Таким образом, решается проблема регулирования размера параграфа и выстраивания индивидуальной образовательной траектории (обучающийся сам выбирает глубину погружения в тему). При этом в этих рубриках используются не только текстовые документы, но и рисунки, иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, анимации, а также интерактивные задания.
И еще один очень важный момент. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому, разрабатывать уроки в дистанционной форме необходимо с учетом медицин­ских рекомендаций. Продолжительность непрерывной работы с компьютером для учащихся 8-9 классов примерно 20-25 минут.
Например, в уроке по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химические формулы. Относительные атомные и молекулярные масс» ученику предлагается выполнить ряд упражнений, которые сопровождаются веселой музыкой.
Как и в традиционном, в заключении дистанционного урока дается домашнее задание. А также в завершении учащийся может
просмотреть сводную таблицу с оценками:
«Завершить урок» - «Посмотреть оценки» - «Отчет пользователю».

Учителя, ведущие занятия с детьми, положительно отзываются о дистанционной форме обучения. Например, учитель Останкова Людмила Александровна отмечает, что ей очень помогают дистанционные уроки организовать работу ребенка. Он несколько раз возвращается к материалам урока, задает ей вопросы, если что-то не понял. Задания, тесты иногда переделывает по нескольку раз, пока не получит хороший результат. Нравится ему наблюдать и проводить эксперименты. Людмила Александровна, считает, что у ребенка возрос интерес к химии, и он хотел бы другие предметы, например, математику и физику тоже изучать очно - дистанционно.

Перечень используемых источников:
  1. Инструкция пользователя (http://moodle.tgl.net.ru/), главное меню: «Руководство для ученика», «Руководство для учителя»).
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Наборы цифровых ресурсов к учебникам «Химия», 8 класс, Габриелян О.С.» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=31
  3. Центр информационно-образовательных ресурсов  http://fcior.edu.ru/ 
  4. Российский образовательный портал   http://www.school.edu.ru/default.asp 
  5.  Коллекция: естественнонаучные эксперименты http://experiment.edu.ru/ 
  6. Виртуальная лаборатория по Химии    http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=57&Itemid=108 
  7.  Видеоуроки http://WWW.dvduroki.RU /
Приглашаем принять участие в конкурсах для педагогов и учащихся от АНО «ЦПИ «Ариадна» .

Комментариев нет:

Отправить комментарий